Как правило, при создании новой компании владельцы самостоятельно
выбирают ей имя. Потом долго удивляются, что дизайнеры никак не могут
нарисовать выразительный логотип к простому и ясному «Сириус»,
«Артемида» или что-то вроде того. Более сведущие в маркетинге
обращаются для разработки названия (нейминга) в агентство.
Профессионально созданное название – уникальное, звучное, запоминаемое,
выражающее сферу деятельности и отношение к работе – может многое решить
в дальнейшей «жизни» компании. Начиная от создания логотипа и всего
фирменного стиля, заканчивая сокращением рекламных расходов. Однако
на этом многие и останавливаются: название (нейминг), логотип, слоган,
небольшая часть фирменной символики (визитка, папка, конверт). Остальное
создается уже в процессе работы компании, разными исполнителями – с
различным подходом и качеством. Многие склонны называть такой
минимальный набор «созданием бренда». Вероятно, они обмануты
терминологией. Поскольку «бренд-бук», включающий в себя визуальные
правила употребления графической части бренда, – это еще не весь бренд.
Даже если разработать полный фирменный стиль, а не привычную для нашего
рынка малую часть фирменной символики, – это нельзя будет назвать Брендингом , созданием бренда. Бренд – это совокупность ценностей, материальных и эмоциональных. К
материальным можно отнести уникальное преимущество. «Самые дешевые
товары», «самые дорогие товары», «самый большой выбор» и т.д. Оно
закладывается еще до создания компании, составляя основную идею ее
бизнеса. К эмоциональным ценностям можно отнести впечатление,
которое компания создает у клиентов не только своей фирменной
символикой, но и всей своей деятельностью. Товарами, поведением
продавцов и менеджеров, их одеждой, даже записью на автоответчике в
нерабочие часы. А также названием и логотипом, вывесками, стилистикой
рекламы… Конечно, такая взаимосвязанная система должна
разрабатываться специалистами, в одном брендинговом агентстве и именно в
комплексе. К сожалению, экономические особенности российского рынка
очень часто не позволяют изначально правильно осуществить комплекс работ
по созданию бренда. Так возникают компании, чьи названия (нейминг)
не соответствуют области деятельности, не сочетаются с графическими
образами и стилистикой рекламы. Эмоциональная составляющая бренда в
связи с этим вовсе отсутствует, поэтому таким компаниям приходится
тратить огромные рекламные бюджеты, чтобы переубедить своих потребителей
в этом. Наверное, лучше поздно, чем никогда. Но стоит всё же изначально заботиться именно о построении бренда, а не о конвертах с логотипом компании.
|